Резолюция [направление предложений до 01.11.2017]

Уважаемые участники конференции, в данном разделе размещен проект по итогам проведения межрегиональной научно-практической конференции "Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования Югры".

Текст резолюции для удобства можно также скачать для ознакомления и внесения предложений в формате .pdf 

Ниже текста размещена форма для внесения предложений в проект резолюции.
Предложения в резолюцию принимаются до 01 ноября 2017 года


ПРОЕКТ от 12.10.2017

Резолюция межрегиональной научно-практической конференции "Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования Югры"

12 октября 2017 года в городе Ханты-Мансийске состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования Югры».

Организаторы Конференции:

  • Департамент образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
  • Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования».

Социальные партнёры:

  • Автономное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Югорская шахматная академия»;
  • Издательство «Просвещение», город Москва.

Участники Конференции:

  • специалисты муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, методических служб – 17 человек.
  • руководители, заместители руководителей, педагогические работники дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – 88 человек.
  • представители социально-ориентированных некоммерческих организаций, заинтересованных в трансляции лучших практик шахматного образования – 5 человек.
  • руководители, заместители руководителей, педагогические работники дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей субъектов Российской Федерации – 16 человек.

Всего: 126 человек.
Цель Конференции: обсуждение достигнутых результатов реализации инновационных проектов, направленных совершенствование системы непрерывного шахматного образования путём координации и взаимодействия образовательных организаций и структур, участвующих в его реализации, обобщения передового опыта педагогических работников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 

Задачи Конференции:

  • развитие системы непрерывного шахматного образования в Ханты-Мансийском автономного округе – Югре;
  • оказание научно-методической и информационной поддержки образовательным организациям в реализации программ и проектов в области шахматного образования;
  • стимулирование развития и обновления учебно-методического обеспечения по шахматному образованию в общеобразовательных учреждениях всех типов;
  • создание условий для диссеминации и трансляции инновационного опыта образовательных организаций по непрерывному шахматному образованию;
  • обеспечение эффективного и целенаправленного использования имеющихся и привлекаемых ресурсов в шахматном образовании (научных, педагогических и др.);
  • повышение профессионального уровня педагогов и специалистов, реализующих и сопровождающих внедрение учебно-методических комплексов по шахматному образованию;
  • выработка новых стратегий региональной образовательной политики по шахматному образованию.

Проблемное поле Конференции:

  • специфика реализации шахматного образования в условиях дошкольного образования;
  • специфика реализации шахматного образования в условиях общего образования в рамках урочной, внеурочной деятельности;
  • специфика реализации шахматного образования в системе дополнительного образования детей;
  • современные учебно-методические комплексы, дидактические ресурсы, технологии реализации шахматного образования;
  • эффективный инновационный опыт реализации шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
  • проблемы и перспективы развития непрерывного шахматного образования; выработка стратегий региональной образовательной политики по шахматному образованию.

В рамках Пленарного заседания были рассмотрены следующие вопросы:

  • Развитие шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;
  • Непрерывное шахматное образование: от дошкольной ступени до средней школы;
  • Федеральный курс И. Сухина «Шахматы – школе» в рамках развития непрерывного шахматного образования: эффективный опыт и перспективы.

Для всех участников Конференции был проведен мастер-класс «Использование информационно-коммуникативных технологий при обучении игре в шахматы».

В рамках работы секции «Шахматы в детском саду: играем и выигрываем» были актуализированы теоретические, методические и практические аспекты преподавания шахмат детям дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Мастер-классы, проведенные на секции, позволили участникам увидеть в действии приемы интеллектуального развития дошкольников при игре в шахматы.

На секции «Реализация шахматного образования на уровне общего образования: актуальные задачи и эффективные решения» были рассмотрены методологические вопросы шахматного всеобуча, интеллектуального развития школьников через шахматную деятельность. В формате мастер-класса участники секции получили первые уроки игры в шахматы.
Участки секции «Реализация шахматного образования в системе дополнительного образования детей» познакомились с опытом реализации шахматного образования в ДЮСШШ им. А. Карпова на территории Нефтеюганского района, с моделями организации шахматного образования в системе общего и дополнительного образования городов Нефтеюганск, Мегион, Югорск, поселка городского типа Приобье Октябрьского района, городского поселения Излучинск Нижневартовского района.

Руководители и эксперты секций акцентировали внимание на эффективных и результативных практиках обучения игре в шахматы, что выступило фактором, мотивирующим участников Конференции на использование потенциала шахматного образования для повышения развивающего эффекта образовательной деятельности в условиях дошкольного, общего и дополнительного образования.

Результатом работы Конференции стало формирование предложений в адрес органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественности как основы системных управленческих решений в ходе дальнейшей реализации Концепции шахматного образования.

В области дошкольного образования:

  • реализация программ шахматного образования в соответствии с возрастными возможностями ребенка, регламентом организации непрерывной образовательной деятельности и учетом ведущей игровой деятельности; обязательность введения программ шахматного образования в образовательные программы дошкольных образовательных учреждений требует проведения тщательной педагогической экспертизы программ шахматного образования на соответствие требованиям ФГОС дошкольного образования, ориентированных на удовлетворение мотивации детей и взрослых;
  • шахматный всеобуч в дошкольном образовании ориентирован на формирование представлений выпускника ДОУ об учебной деятельности, т. е. интереса к интеллектуальной деятельности, восприятия новой информации о шахматных фигурах, о правилах их передвижения по доске, уважении партнера, внимании к словам тренера;
  • создание компонентов развивающей предметно-пространственной среды шахматного образования, обеспечивающих самостоятельную поисковую деятельность ребенка;
  • целевая психолого-педагогическая подготовка специалиста, реализующего шахматное образование в дошкольном учреждении;

В области начального, основного и среднего общего образования:

  • вариативность реализации программ шахматного образования в части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений в предметной области «Математика и информатика» или как курса внеурочной деятельности в рамках соответствующего плана;
  • ориентация программ шахматного образования на достижение метапредметных результатов, обеспечивающих изменение в развитии психических процессов и способностей у детей, рост успеваемости, творческой и интеллектуальной активности, участия в конкурсах и предметных олимпиадах;
  • расширение возможностей реализации шахматного образования в современных форматах образовательной деятельности: каникулярных школы, школы выходного дня, проектные недели, исследовательские работы, дебаты и др.;
  • использование моделей организации шахматного образования как основы позитивной социализации детей в форме ученических сообществ, ученического самоуправления, волонтерского движения и социальных акций.

В области дополнительного образования:

  • дифференциация содержания программ шахматного образования на общеразвивающие и предпрофессиональные программы;
  • реализация дополнительных общеразвивающих программ шахматного образования на базе учреждений общего и дополнительного образования не только для групп обучающихся, но и с возможностью вовлечения их родителей в образовательный процесс;
  • разработка и реализация дополнительных предпрофессиональных программ шахматного образования как обязательного компонента окружной системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодёжи.

С целью обеспечения успешности работы в данном аспекте функционирования системы непрерывного шахматного образования в округе имеет смысл рассмотреть вопрос о придании нового импульса развитию научно-методической и учебно-методической деятельности автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа «Институт развития образования» и автономного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа «Югорской шахматной академии».

Конференцией обращено внимание на необходимость реализации следующих направлений:

1. Создание системы стратегического планирования развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре:

  • создание окружного попечительского совета при Губернаторе по координации развития непрерывного шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. – Принятие соответствующего Постановления Правительства (Распоряжения Губернатора) ХМАО – Югры;
  • создание окружного Благотворительного фонда поддержки шахматного образования в Югре. – Принятие соответствующего Постановления Правительства (Распоряжения Губернатора);
  • разработка механизмов организационной, методической и финансовой поддержки развития шахматного образования в округе (годовой круг шахматных фестивалей и соревнований, гранты для поддержки инновационных проектов, статус окружного ресурсного (опорного) центра развития шахматного образования);
  • разработка межведомственной программы развития непрерывного шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года «От шахматного всеобуча к интеллектуальной элите Югры». – В рамках изменений в Государственную Программу Ханты – Мансийского автономного округа «О развитии образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре в 2016 – 2020 годах». – Соответствующее Постановление Правительства ХМАО – Югры о включении в Госпрограмму новой подпрограммы 6 (либо о внесении изменений в подпрограммы 1 и 2).

2. Создание окружных организационно-методических кластеров реализации вариативных образовательных маршрутов шахматного образования:

  • создание системы ресурсных (опорных) центров, обеспечивающих методическое и организационное обеспечение развития шахматного образования в округе;
  • формирование единых научно-методических подходов и организационно-правовых оснований для проектирования авторских программ шахматного образования в методических кластерах;
  • проведение экспертизы и конкурсных процедур по совершенствованию программ шахматного образования в системе образования округа;
  • формирование кластерной сети образовательных учреждений, реализующих программы шахматного образования и объединенных единой тематикой работы;
  • формирование системы базовых требований к условиям реализации шахматного образования: кадровые, материально-технические, информационные;
  • создание электронной системы диссеминации методических разработок кластера в системе образования округа;
  • разработка методических рекомендаций по созданию психологической среды, позволяющей ребенку успешно получать шахматное образование.
  • Разработка и принятие Приказами Департамента образования и молодежной политики Положения об организационно – методических кластерах шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (Нижневартовск, Сургут – Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Нягань, Югорск) и Положения о районном опорном Центре шахматного образования и «магнитной школе».

3. Вовлечение родительской общественности и социальных партнеров в процесс шахматного образования:

  • создание семейных клубов, вовлечение родителей в совместные мероприятия с детьми, информирование родителей о результативности шахматного образования в образовательных достижениях их детей;
  • обеспечение образовательных организаций округа современными компьютерным оборудованием и программным обеспечением, полными учебно-методическими комплектами для реализации шахматного образования.

4. Программно-методическое сопровождение формальных, неформальных, информальных форм подготовки педагогических кадров к реализации шахматного образования:

  • создание системы окружного и муниципальных методических объединений педагогов общего и дополнительного образования, ведущих шахматное образование;
  • поддержка деятельности клуба сетевого сообщества образования Югры «Школлеги» по направлению шахматного образования;
  • совершенствование окружного конкурса педагогов, реализующих шахматное образование, а также инновационных продуктов их профессиональной деятельности;
  • создание окружного банка учебных пособий и методических материалов, электронных, аудио и видео материалов по реализации шахматного образования, электронного навигатора по методическим материалам для педагогов;
  • создание современных вариативных программ подготовки тьюторов, стажеров по теме шахматного образования, расширение каскадных форм повышения квалификации педагогов без отрыва от рабочих мест;
  • Разработка и реализация модели сетевых взаимодействий в окружной системе непрерывного шахматного образования.

5. Мониторинг результативности реализации шахматного образования:

  • включение результатов анализа процессов шахматного образования в отчеты о самообследовании образовательных организаций;
  • формирование системы мониторинга результативности шахматного образования в образовательных достижениях обучающихся;
  • оценка степени удовлетворенности всех сторон образовательных отношений качеством шахматного образования в образовательных организациях округа;
  • мониторинг динамики поддержки развития шахматного образования со стороны общественных организаций, социальных партнеров;
  • разработка и принятие Положения о комплексном мониторинге результативности и эффективности непрерывного шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;
  • издание соответствующего Приказа Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
  • ежегодный отчет о шахматных достижениях обучающихся Югры на всероссийском и международном уровнях.

Документы:

  • Резолюция межрегиональной научно-практической конференции "Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования Югры" - скачать (формат .pdf, размер 0,3 mb)

НАШ АДРЕС

    628012 ул. Мира, 13
г. Ханты-Мансийск, Россия
8(3467)38-83-36
iro@iro86.ru

Посещаемость

Сегодня 58

Вчера 483

За неделю 58

За месяц 9731

Мы на карте города