Насыщенный второй день проведения II Всероссийского Форума "Инклюзивная школа: успех каждого ребенка"!
11 апреля на форуме Центр передовых решений АСИ представил участникам из регионов четыре проекта по реабилитации детей и подростков, в том числе с расстройствами аутистического спектра, а также людей с ампутированными конечностями:
-
VR-терапия РАС. Проект презентовал презентовал Сергей Андреев, он рассказал о первом в России приложении для лечения этого заболевания VR Inclusion. В VR-среде пациенты учатся таким базовым навыкам, как самообслуживание, самостоятельный поход в магазин, безопасный переход дороги, поездка на общественном транспорте, передвижение по городу и общение с другими людьми.
-
«Реабилитация и абилитация детей подросткового возраста и молодых инвалидов с множественными нарушениями развития». Этот проект реализуется в Югре с 2018 года, его задача – научить детей базовым навыкам самообслуживания, а также помочь найти подходящую профессию и начать самостоятельную жизнь. Реабилитацией подростков занимаются медики, педагоги, психологи, инструкторы по адаптивной физкультуре. «Задача проекта – не заменить молодому человеку четыре стены квартиры на четыре стены нашего центра, а позволить ему полностью включиться в социум. Это невозможно сделать без межведомственного взаимодействия, поэтому мы работаем с государственными учреждениями и НКО, среди партнеров отмечу волонтеров молодежного центра, а также родителей – только при их активном участии можно добиться нашей цели», - рассказала одна из основателей проекта Екатерина Бикмухаметова.
-
«Комплексная программа формирования навыков самостоятельности и адаптации у подростков с нарушениями развития С.Н.А.Р.К». Московский проект, который поможет развить коммуникативные и социальные навыки у особенных подростков 12-17 лет. Участники программы вместе с дефектологами, психологами и логопедами из «Центра лечебной педагогики» в течение года изучают раскрывают свои интересы и предпочтения, изучают социально-бытовые навыки, развивают сильные стороны личности. Программа поможет подросткам научиться самостоятельно обслуживать себя дома. Пилотирование проекта, в котором приняли участие порядка 20 детей, продемонстрировал рост навыков самостоятельности в среднем на 25%.
-
Онлайн-школа ходьбы на протезах. Цель инициативы – помочь людям после ампутации реабилитироваться, снова начать ходить и полноценно жить. Программа подготовлена с учетом всех видов ампутации нижних конечностей. Совмещая принципы лечебной и адаптивной физкультуры, пациенты могут восстанавливаться дома, изучая видеоуроки. Выполненные задания высылаются куратору, который корректирует тренировки и помогает адаптировать их под домашние условия. Весь инвентарь могут заменить обычные вещи, имеющиеся в каждой квартире.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, были организованы образовательные треки и мастер-классы по различным направлениям, включая знакомство с профессиями и традициями народов Севера.
Также во второй день форума, директор Фонда поддержки социальных проектов (ФПСП) Наталья Кремнева рассказала, что более 50% молодых людей с инвалидностью хотят стать предпринимателями.
«Мы два года проводим опрос среди студентов с инвалидностью и среди участников движения «Амбилимпикс» – порядка пяти-семи тысяч разных ребят участвуют. В 2023 году 55% из них сказали, что хотели стать предпринимателями или уже ими являются. 70% – хотели бы научиться предпринимательским навыкам», – сказала Наталья Кремнева на сессии «Критерии доказательной оценки инклюзивных образовательных практик».
Среди основных направлений работы у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – дизайн, анимация, столярное дело, а незрячие люди часто становятся массажистами. «Например, к нам обращается девушка, которая обучилась ювелирному делу, но не может этот навык монетизировать, потому что не находит работу. И здесь задача фонда – дать уже другие навыки – предпринимательские», – отметила Наталья Кремнева.
Она напомнила, что первый инклюзивный акселератор для бизнесменов, которые имеют ограничения по здоровью или нанимают сотрудников с ОВЗ, прошел на площадке АСИ в 2021 году. Сейчас методика таких обучающих программ размещена на платформе «Смартека» и доступна для всех регионов.
-
Доступность – это комплекс сервисов, условий и услуг, которыми могут пользоваться люди с ОВЗ с минимальной помощью посторонних.
-
Психолого-педагогическая поддержка – практика должны раскрывать личностный потенциал и оказывать содействие ученикам, педагогам и родителям в преодолении учебных, социальных, психологических и личностных трудностей.
-
Принятие – практика должна создавать условия для позитивного отношения к разнообразию индивидуальных особенностей учеников.
-
Участие – практика должна создавать условия для осознанного выбора в принятии решений и активных самостоятельных действий по достижению образовательных результатов.
Одной из самых ярких частей программы стал показ мод «Искусство быть разным». Свои творения представили бренды из разных регионов России. Югорчанка Елена Скакун создает одежду для людей с ОВЗ. Она представляла регион на Всемирном фестивале молодежи в этом году. Ксения Илауски из Югры интегрирует этнику и древние традиции местных народов в современную жизнь. Компания Be easy kid из Москвы создает одежду, которая позволяет детям с ОВЗ одеваться без помощи взрослых, носить специальные аппараты на теле и выглядеть при этом стильно.
Также в рамках культурной программы форума с 11 по 14 апреля в ТЦ «Сити-молл» работает инклюзивная ярмарка "БЫТЬ РАЗНЫМ". Там можно приобрести разнообразные товары как для людей с особыми потребностями, так и сделанные их руками!